Опубликовано интервью

На портале Infobank.by опубликовано интервью заместителя директора-руководителя Проектно-внедренческого центра ООО «Исида-Информатика» Марины Козенко.

Задайте простой вопрос IT-компании

Невозможно представить жизнь банка без современного и качественного программного обеспечения. Марина Козенко, представитель компании Исида-Информатика, в интервью Infobank.by рассказала, как не прогадать при выборе IT-компании.

Infobank.by:

— Считается, что банки сегодня – весьма динамично развивающиеся учреждения, в том числе и с точки зрения IT-технологий. А как на практике, насколько тесно банки сотрудничают с IT-компаниями?

М. Козенко:

— Несмотря на то, что банковский бизнес в последнее время во многом строится на информационных технологиях, примеров партнерских отношений между банками и IT-компаниями не так много. В подавляющем большинстве это «стандартные» отношения заказчика и исполнителя.

То есть банк точно знает (или полагает, что знает), какие информационные технологии ему нужны на том или ином этапе, и привлекает IT-компанию для выполнения отдельных работ по внедрению автоматизированных систем и технологий, либо покупает их в готовом виде и внедряет самостоятельно.

Однако эта модель поведения в реальной жизни работает плохо, так как «вживление» информационных технологий в деятельность банка с получением от этого настоящего результата – это гораздо более сложный и неоднозначный процесс. Здесь возникает необходимость в особом партнерстве сторон.

Infobank.by:

— В чем заключается особое партнерство, о котором вы говорите? И при каких условиях оно достижимо? Что для этого должен сделать банк, а что – IT-компания?

М. Козенко:

— Такое партнерство начинается с общей цели, которая напрямую указывает на развитие банковского бизнеса. Например, цель может звучать следующим образом: «увеличить продажи розничных кредитных продуктов, выдавать 10 000 кредитов ежедневно».

Для партнеров достижение заявленного результата – и есть основной критерий успешности. Целью не может быть внедрение в банке какой-то автоматизированной системы, освоение программных платформ, технологий… Только реальные задачи из реального мира, направленные на развитие банковского бизнеса.

При этом и банк, и IT-компания в полной мере работают на достижение указанного результата. Да, квалификация сотрудников различна, каждый привносит в проект свои уникальные знания и опыт, но ломать голову над тем, как решить отдельные задачи, как сделать это оптимально, экономно, как обучить людей, как проконтролировать их работу — им придется вместе.

Решение таких задач – это ежедневный труд, требующий времени, сил и нервов. Но и результат того стоит. Он осязаем! Его не нужно доказывать, достаточно посмотреть, как работают люди, как изменилась жизнь в банке, какие финансовые показатели были достигнуты.

Партнерские отношения строятся на принципах взаимной необходимости участников. IT-компания нарабатывает свой опыт, развивает прикладные решения, выращивает специалистов из своих сотрудников только в реальных проектах с видимым результатом.

Иначе ее решения не более чем лабораторные изделия, а сотрудники очень отдаленно понимают ту предметную область, которую пытаются автоматизировать. Можно сказать, что таким образом IT-компания наращивает свою мускулатуру и становится более сильным игроком на рынке решения бизнес-задач.

Банк в лице IT-компании приобретает эксклюзивную квалификацию: сплав знаний предметной области и IT-технологий. Почему сложно автоматизировать узкопрофессиональные процессы вроде архивного делопроизводства или бухгалтерского документооборота?

Потому что профессионалы в этой области чаще всего с трудом моделируют эти процессы в автоматизированном виде, бесполезно мучить их постановкой задачи. В то же время такие предметные области слишком сложны, чтобы надеяться на решение путем покупки готового программного обеспечения и нажатием двух кнопок.

Infobank.by:

— Как не ошибиться в выборе надежного партнера? По вашему мнению, на какие критерии должен опираться банк при выборе IT-компании?

М. Козенко:

— На мой взгляд, банк, определяясь с исполнителем серьезной задачи, в качестве главного критерия должен рассматривать возможность серьезного партнерства с ней. Принимает ли IT-компания задачу банка, как собственную? Разделит ли все тяготы и лишения?

Обладает ли достаточным опытом и может ли убедить в своей квалификации функциональные подразделения банка? Найдя такого исполнителя, можно смело надеяться, что процесс будет правильно спроектирован, грамотно применены информационные технологии, любые проблемы решатся совместными усилиями. Но самое важное, каждый шаг в проекте будет приближать его участников к поставленной цели, ради которой все и затевается.

Infobank.by:

— Технологию мало разработать, её нужно поддерживать. На ваш взгляд, как долго сохраняется ответственность IT-компании за внедренные системы и технологии?

М. Козенко:

— Строго говоря, ответственность IT-компании продолжается до тех пор, пока живет сама система. Кто ее создал, тот и должен вывести из эксплуатации, заменить решением нового поколения. Несмотря на то, что этот принцип так логичен, он редко выдерживается на практике.

Системы часто остаются на полном попечении банка, он вынужден сам решать все сложности, связанные с их работой. Если банк несет ответственность до конца, то почему же это не распространяется на IT-компании?

Если подумать, что такое 5 лет для серьезной и  работающей автоматизированной системы? Юношеский возраст, когда система только набрала обороты, втянула в себя интересные задачи, расширила круг своих пользователей. Что такое 5 лет с точки зрения IT-технологий?

Пропасть. Огромное количество знаний и неоднократная смена поколений программных платформ и инструментов разработки.

То, что было положено в основу прикладных решений 5 лет назад, безвозвратно устарело. Естественно, сопровождать такие системы гораздо сложнее, они требуют совершенно иных ресурсов, иной квалификации специалистов,  поддержки среды разработки, постоянной адаптации к новым аппаратным возможностям и т.п.

Infobank.by:

— Но ведь может получиться так, что компания успешно разработала продукт, однако сопровождение технологии осуществлялось на низком уровне. Как застраховаться от такого поворота событий?

М. Козенко:

— Для того, чтобы проверить серьезность и ответственность IT-компании, можно задать ей простой вопрос: каков максимальный возраст систем, которые вы сопровождаете? Если это будут системы старше 10 лет, да еще постоянно развивающиеся, реализующие новые задачи, то этосвоеобразный IT-подвиг. Такому исполнителю можно смело доверить самые критичные задачи, потому что ответственность для него не пустой звук.

Безусловно, нужно правильно планировать смену поколений, но это всегда стресс. Критичные системы и так находятся под гнетом реальной жизни, и рисковать стабильностью их работы никто не хочет. Смена поколений для крупных, насыщенных задачами систем, не может быть частой, поэтому ее создатели должны быть готовы к долгой совместной работе по их сопровождению. Это, к слову, еще один признак партнерских отношений.

Infobank.by:

— Большое Вам спасибо, Марина Леонидовна, за интересную беседу!


Источник: www.infobank.by

Комментарии отключены.